- чт, 04/13/2017 - 09:28
Для тех, кто был на работе, для жителей тихой и благополучной Припяти земной ад начался в 01 час 24 минуты 26 апреля. В первый же момент погиб оператор станции — безымянный автор одного из самых страшных античеловеческих преступлений ХХ века. В бездне исчезнувшего главного зала IV энергоблока пропали и люди — работники той смены...
Эти минуты и часы стали последними и в жизни многих бойцов пожарных подразделений. Хорошо отлаженные действия этих мужественных людей в пожарной спецформе остановили огонь внутри машинного зала.
Невозможно поверить: уровень проникающей радиации был запредельно смертельным — полторы тысячи рентген!
Пожар на крыше вокруг взорвавшегося реактора был погашен только 6 мая. В эти страшные дни и позже мобилизованные военные тушили и убирали с крыши IV энергоблока разбитые фрагменты трубок с ядерным топливом, графит и прочее...
Каждый ликвидатор, каждый спасатель, соприкасаясь с этими обломками, за 30-60 секунд облучался в дозе 40 бэр и больше (25 бэр — предел допустимого облучения за год)…
Итак…К весне 1986-го четвертый энергоблок ЧАЭС работал уже 2,5 года. Его остановка для текущего среднего ремонта была запланирована на 25 апреля. Перед остановкой было решено провести испытание турбогенератора №8 в режиме выбега с нагрузкой для собственных нужд. Что такое «выбег генератора» ? Если отключить подачу пара в турбину, она будет вращаться инерционно. Авторам эксперимента было интересно проверить, насколько хватит энергии ротора для производства электроэнергии и поддержания производительности собственных механизмов и всего блока в нештатной ситуации — обесточивания. Такой режим может произойти при срабатывании быстродействущей системы аварийного охлаждения реактора. Такие испытания и ранее проводились успешно на Чернобыльской станции...
Раздел программы «о мерах безопасности» обязывал все переподключения делать с разрешения начальника смены станции, а в случае аварийной ситуации — действовать в рамках «местных инструкций»... Но не были указаны дополнительные меры безопасности на случай нештатной ситуации. А ведь испытания предписывали отключение системы аварийного охлаждения . Автоматическая защита и система аварийного охлаждения реактора на время испытаний были отключены, это чтобы не было их «ложного срабатывания» во время намеченного эксперимента. Объясняя мотивы последующего поведения персонала (операторов, старших на смене) специалисты, судьи и подсудимые объясняют стремлением этих людей быстрее закончить испытание, выполнить приказ. А где инженерное сопровождение, усиленный технологический контроль с участием физиков-конструкторов, служб Главного инженера Министерства энергетики и электрификации? Многие, почти все, ответы на этот вопрос содержатся в «математической модели процесса развития аварии». Эта модель была подготовлена группой ученых страны для совещания экспертов МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергетике) с четкими выводами и подробными комментариями.
25 апреля 01.00
Операторы приступили к снижению мощности реактора.
Через 12 часов (в 13 часов 05 минут) восьмой турбогенератор был отключен от сети и перешел на энергопитание собственных нужд — четырех главных насосов, других агрегатов.
25 апреля 14.00
Система аварийного отключения реактора отключена от контура принудительной циркуляции.
К 23 часам 10 минутам продолжалось снижение мощности реактора, оператор отключил ЛАР-(систему локального автоматического регулирования), что противоречит регламенту эксплуатации реактора, технической безопасности. А дальше происходило следующее:
— датчики и приборы разбалансировались, их показания были «неадекватными»;
— оператор (рядом с ним не было опытного инженера, да и детального предварительного тренинга не было) стал наблюдать как мощность реактора по показаниям датчиков резко снижается — от 700МВт до 30 МВт...
— в течение 50 минут оператор вручную (!) устранял разбаланс измерительной части на пульте управления реактором, не совсем понимал и не отдавал отчет о происходящих физических процессах.
26 апреля 01.00
Операторы тоже вручную стабилизировали процесс снижения мощности реактора, но она подскочила до 200 МВт, почти в семь раз!
В последующие 40 минут происходило медленное «отравление» реактора специальными стержнями-поглотителями, которые опускаются в активную зону.
Эксперты утверждают, что персонал «не был готов, не знал о возможных опасностях». Кроме того, операторы «допускали отклонения от выполнения программы, создавая тем самым условия для возникновения аварийной ситуации»...
До возникновения взрыва оставалось 20 минут...
Операторы решают продолжить испытание — эксперимент (!)
26 апреля 01.03
Операторы вручную включают два циркуляционных насоса в дополнение к шести работающим — для охлаждения активной зоны.
Восемь насосов подняли давление и в 3 раза увеличили расход воды через системы охлаждения реактора — до запредельного уровня. За 4 минуты до взрыва оператор вручную продолжает удерживать в рамках безопасности давление воды и пара, пытается их снизить. Это не удается, давление увеличивается в 4 раза от исходного.
До взрыва остается 56 секунд...
Создав математическую модель, академики — эксперты, как врачи-патологоанатомы, потом сделают заключение: «оператор на распечатке программы быстрой оценки запаса реактивности увидел, что оперативный запас реактивности составлял величину, требующую немедленной остановки реактора. Тем не менее, это персонал не остановило и испытания продолжились»
26 апреля 01.23.04
В этой нервной стрессовой ситуации кто-то отдавал команды, кто-то их выполняя, возможно забыв «что» и «где» отключалось в машинном зале предыдущей сменой, кто-то посчитал сверхпрочной систему надежности в конструкции «ядерной кастрюли», но все в этот миг, наверняка, не рассуждали о своей высокой ответственности перед народами страны и мира, перед своими семьями, перед Богом и людьми...
26 апреля 01.23.40
Уже была потеряна возможность автоматической остановки реактора.
Начальник смены дает команду нажать кнопку АЗ-5. Это аварийная защита... Все стержни АЗ пошли вниз. Опоздали…
Те, кто был в этот миг на станции услышали удары. Это остановились стержни-поглотители...
26 апреля 01.24
Свидетели и очевидцы примерно в это время услышали два взрыва.
Над четвертым блоком АЭС взлетели горящие предметы, куски конструкции, полетели искры, загорелась крыша.
За несколько мгновений до этого внутри реактора, в активной зоне, от избыточного давления, интенсивного парообразования, разогрева и разрушения топлива, бурного вскипания и разрушения теплоносителя (труб с водой-паром) — произошел тепловой взрыв.
Пары воды попали в зону термоядерной реакции, возникший взрыв разломил, разорвал многослойную (из прочного металла в три оболочки и тяжелого спецбетона) конструкцию. Соприкосновение водородной смеси внутреннего взрыва с кислородом — привели к страшному «термоядерному» взрыву, образовавшему адский всеубивающий костер на развалинах энергоблока.
Московское время 01 час 24 мин.
26 апреля 1986 года, город Припять, Украинская ССР. До Киева — 150 км, до Москвы — 900. Такое, вот, начало...
26 апреля — около 2.00 ночи
На АЭС прибыл Брюханов В.П. Был доклад в Киев и Москву без оценки масштабов катастрофы.
В 5.00 утра потушен пожар внутри и на крыше машинного зала. Остановлен третий энергоблок.
Москва. Создана и утром вылетела в Припять Правительственная комиссия (ПК). Ее возглавил зам. предсовмина СССР Борис Евдокимович Щербина.
27 апреля 13.10
По решению ПК по местному радио объявили о начале эвакуации в Припяти.
Работают более 1200 автобусов, около 200 грузовиков, 2 дизельпоезда, речные теплоходы... Эвакуировано 47 тысяч людей в течении 2,5 часов (в т.ч. 17 тыс. детей и 80 лежачих больных). Подготовка к эвакуации была проведена накануне ночью. В современной истории неизвестны случаи, чтобы за столь короткое время было эвакуировано население города, пусть даже небольшого.
26-27 апреля
Остановлены третий, первый и второй блоки ЧАЭС.
С 27 апреля
Военные вертолетчики начинают сбрасывать в аварийный реактор песок, глину, доломит, свинец, соединения бора.
27 апреля
Двумя рейсами «Аэрофлота» в Москву отправлены первые пострадавшие при ликвидации аварии.
С 28 апреля по 10 мая
Сброшено около 5000 т материалов.
Это сделали лётчики-афганцы во главе со своим командиром.
29 апреля
Весь персонал станции перебазирован в пионерский лагерь «Сказочный». Образован Штаб Чернобыльской АЭС.
Первые потери и жертвы: 31 человек погиб, 237 первоначально госпитализированы с острой лучевой болезнью. Это спасатели, пожарные, работники станции и другие.
2 мая
В связи с ухудшением радиоактивной обстановки по решению Правительственной комиссии (ПК) с 18-00 началась эвакуация населения деревень из 10 км зоны (10 тысяч человек).
ПК принимает решение о проведении работ «под телом» 4 энергоблока.
3 мая
Прибыла и начала работать группа шахтеров из Донбасса и Тулы.
Задача — создать под фундаментом энергоблока 160-метровый тоннель для установки бетонной плиты и системы охлаждения под реактором. Была угроза прогорания нижней части реактора... Они работают в страшных полях гамма и бэта-излучения. По личной просьбе М.С.Горбачева в Москву с медицинским оборудованием и медикаментами, бригадой врачей прилетел доктор Роберт Гейл (США). Было проведено 13 операций по пересадке костного мозга и 6 операций по пересадке клеток печени пострадавшим больным лучевой болезнью.
ПК принимает решение в связи с радиоактивной обстановкой и угрозой нештатных ситуаций на горящем реакторе провести более широкую и масштабную эвакуацию людей.
4 мая
Началась эвакуация людей из пределов 30 км зоны, захватывающей территории Украины и Белоруссии.
Семьи из 69 деревень Киевской области покинули дома, землю и могилы предков... В общем горе оказались около 135 тысяч человек, экстренно собрав наспех самое необходимое, отпустив на волю собак, кошек, скот и птиц, закрыв на символические замки дома в 179 населенных пунктах, вошедших в эту страшную зону отчуждения. Такой рок судьбы... Такой исход...
6 мая
Потушен горевший реактор, выброс радиоактивных веществ, практически, приостановлен. Рост температуры в шахте реактора прекратился.
В пространство под шахтой реактора подавался азот от компрессорной станции. Развалины реактора, смешанные с обломками здания, были покрыты тысячами тонн (5000 т) сыпучей массы, которая абсорбировала аэрозольные частицы ядерного топлива. Это была первая победа ликвидаторов, короткая передышка для принятия новых решений.
Эти наши чернобыльские воспоминания — не только стремление вспомнить историю случившейся 30 лет назад катастрофы, но и желание преклонить голову перед людьми, которые вынесли на своих плечах ту страшную беду...