- вс, 08/11/2013 - 13:59
Автор статьи: Дмитрий Румянцев.
30 июля 2012 года случай занёс меня в район «хрустального моста», соединившего Бережковскую и Ростовскую набережную в районе Киевского вокзала. Подходя к мосту со стороны улицы Бурденко, я с удивлением отметил в этом обычно довольно спокойном месте явный переизбыток автомобилей различных телекомпаний. Непосредственно возле моста припарковался автобус с полицией. Раздумывая над тем, какие объекты в ближайшем радиусе могли привлечь внимание электронных СМИ, я отмёл версию Турецкого посольства, как надуманную и сделал в общем верный вывод: «наверное в Хамовническом суде судят какую-нибудь известную персону». И не ошибся. Вернувшись домой из новостей узнал, что в тот день начались судебные заседания по делу получившей уже мировую известность панк-группы PussiRiot. Каково было моё отношение к акции этой группы в Храме Христа Спасителя изначально? Не скажу, что индифферентное, но уж точно не истеричное. Скорее мне была ближе реакция дьякона Андрея Кураева, который сразу после происшествия сказал, что самое лучшее, это накормить девиц блинами и провести доброжелательную беседу. Я бы конечно блинами этих хабалок кормить не стал. Но не потому, что они дёргались в храме, а просто мне неприятен этот типаж. Я вообще удивлён, что феминистские организации не предали анафеме эту и ей подобные группы, поскольку если уж что на самом деле и оскверняют эти девицы, так это образ женщины. Когда девушка – тем более мать – одевает какую-то нелепую одежду и задирает ноги перед толпой (причём в отличие от профессиональных стриптизёрш задирает крайне некрасиво и неэстетично), то она тем самым десакрализирует образ девушки как таковой. Однако такие уж нынче феминистки, напоминающие скорее дешёвых портовых шлюх. Взять хотя бы известных «Фемен» из Украины, чей феминизм, похоже, ставит себе только одну цель: убедить весь мир, что украинская девушка – это какая-то блять, валяющаяся на панели или в грязи. Впрочем, я отвлёкся. Меня сперва даже несколько удивила чрезвычайно гипертрофированная реакция околоправославной общественности на выходку PussiRiot. В самом деле непонятно, почему люди, называющие себя христианами, как-то совершено забыли про концепцию бесноватости, описанную в Евангелии и полностью разделяемую Церковью. Согласно этой концепции в любого человека могут вселиться бесы. И этих бесов начинает корёжить, когда они попадают в святое место, в частности, в церковь. Подобное в церквях бывает. Кто ходит в церковь не раз в год на Пасху куличи святить, а делает это регулярно, тот знает, что иногда какая-нибудь бабулька вдруг начинает истошно визжать и дёргаться. «Бесы выходят», – говорят в народе. Обычное дело. Поэтому бесноватых девиц из PussiRiot и должно было дёргать в Храме. Им конечно не блины требовались. Надо было окропить их святой водой, да и отпустить с миром. Но этого не произошло. Патриархия заглатила наживку и пошло-поехало. Но в общем и целом меня позиция как клерикальных ханжей, так и «защитников» хабалок волновала мало. Однако… Деяние девиц признали серьёзным и упекли в СИЗО. И началось. Сперва чуть заметно, а затем всё набирая обороты началась яростная капании канонизации «сиделец». Я не ханжа. Мне неприятно конечно, когда беременная девушка с особым так сказать цинизмом спаривается на виду у всех в общественном месте. Равным образом неприятна мать, которая вместе со своим малолетним ребёнком приходит в гастроном, чтобы поучаствовать в съёмках видеоклипа о похищении замороженной курицы в собственном влагалище. Что поделать, коли мы живём в эпоху, когда все признаются равными, а стало быть унтерменши, которые в традиционном обществе обитали бы в районе мусорных свалок, получают право голоса, равное голосу великих художников, учёных, писателей. Но поскольку вместе с этим правом голоса они не получают соответствующего таланта, то реализуют своё право на «позицию» доступными дегенератам способами. Да и говоря откровенно, вспоминая свою службу в советской армии вынужден отметить, что если бы хабалки из PussiRiot или арт-группы «Война» попали бы вечером в казарму, когда солдатушки обмениваются мнениями о вопросах бытия, то после этого их собственные «перформансы» показались бы им высокодуховными, полными целомудрия утренниками учеников воскресной школы. В общем, как ни крути, даже самая разнузданная вакханалия не нанесёт удара по моим представлениям о среднестатистическом человеке эпохи постмодерна. Но вот эта истерика «защитников», доходящая до края экзальтации, заставила меня обратить более пристальное внимание на это явление. Определённым рубежом стала небольшая заметка, опубликованная в блоге Мальгина (http://avmalgin.livejournal.com/3208784.html). В заметке говорилось, что в Лондоне некий представитель хабалок предложил музыкантам – Гарику Сукачеву, Илье Лагутенко и Олегу Скрипке – поддержать Pussy Riot на концерте в Лондоне. Но означенные музыканты отказались выполнить эту просьбу (которая по сути была почти директивой). Казалось бы, в демократическом обществе, сторонником которого являются горячие защитники Pussy Riot, предполагается, что каждый человек может иметь собственное мнение по любому вопросу и публично высказывать его, если это не нарушает действующее законодательство. Собственно, пафос «защиты» Pussy Riot как раз и заключался в том, что якобы музыкантов (да, кто-то их считает таковыми) заключили в темницу за то, что они посмели сказать неугодную властям правду. Так это или нет вопрос отдельный. Можно, например, вспомнить, что когда те же самые Pussy Riot сказали свою правду, причём даже в ещё более резких выражениях, спев и сплясав перед самым Кремлём – на Лобном месте на Красной площади – то никто их в темницу за это не бросал. А равно никто не возбуждал против них уголовного дела, когда они публично доводили своё слово правды до людей, стоя на крыше троллейбуса или на какой-то конструкции посреди полного людей вестибюля станции метро. Поэтому утверждения о «наказании за слова правды», мягко говоря, сильно надуманные. Но дело в данном случае в другом. Те, кто обвиняют власть в запрете на свободу выражения своей позиции, накинулись на Сукачева, Лагутенко и Скрипку именно за то, что те посмели высказать собственную позицию по данному вопросу. Любопытно почитать комментарии некоторых читателей к заметке в блоге Мальгина по поводу отказа Сукачева, Лагутенко и Скрипки поддерживать Pussy Riot: «Они живут в другом мире.. им пох..» (garinsasha) «Поздравления гражданам Российской Федерации: новейшая операция по трансформации народа в тоталитарное стадо успешно завершена.» (art_of_arts) «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать». (kazan_arbat) «Над ними потешаться не стоит, ибо им ещё бабло на корпоративах газпромовских зарабатывать» (saint_sergius) «Великое рок-искусство ..... лизания жоп» (maikl_712) «Испугалась продажная попса» (bor_odin) «у нас за что не возьмись, везде посредственности, чудом прорвавшиеся до корыта» (vasiliymir) В некоторых других блогах реакция была ещё более резкой. Вот наиболее мягкие комментарии: «какие омерзительные засранцы.» (hallyafae) «Тоже мне, рокеры крутые... Тьфу! Трусло» (blondinka1287) И т.д. и т.п. по восходящей. То есть три музыканта (никто не станет спорить, что до них хабалкам, как до Луны?) имеют свою позицию по данному вопросу. Но поскольку она не соответствует ожидаемому, их начинают обливать помоями. И кто? Защитники свободы слова, демократии, либерализма и гласности! А ситуация всё раскручивается и раскручивается. И вот уже в поддержку арестованных участниц «панк-молебна» выступили известные западные музыканты: группы Faith No More, Red Hot Chilli Peppers, Franz Ferdinand, а также Стинг, Питер Гэбриел, Нина Хаген, Ииро Рантала, Марк Алмонд. Поспешила напомнить о себе старая карга Йоко Оно, которая также защищает свободу художника. Подкатили тяжёлую артиллерию: американская певица Мадонна на концерте в Москве рисует на своей спине воззвания в поддержку хабалок, сама даже не понимая, что своим эпатажем разрушает миф об отсутствии свободы слова для артиста в России. Попробовала бы певица Мадонна в Пхеньяне провести подобный концерт, на котором заявила бы о несогласии с политикой властей. Интересно, вернулась бы она из Северной Кореи (если допустить невозможное, что её туда вообще пустили) невредимой? Но маховик раскручивается. Мэр Рейкьявика провёл акцию в защиту Pussy Riot Pussy Riot выдвинули на премию Кандинского и т.д. и т.п. Стоп. И вот тут в принципе совершенно безразличные мне девицы вдруг стали интересны. Не сами они, а эта реакция публики, градус экзальтации и пафоса которой достиг уже такого уровня, что марширующие в 1937 году под зданием сталинских судов толпы с лозунгами «Уничтожить троцкистскую гадину!» показались бы флегматичными финскими парнями на рыбной ловле. И вот с этого момента, не испытывая ранее по отношению к дурочкам никакой злости, я вдруг стал ловить себя на мысли, что если суд не присудит им самое суровое наказание какое только возможно, я буду искренне разочарован. Вы спросите: что же, мне не жалко этих девушек, одна из которых даже является матерью? Отвечу: конечно не жалко – ни капли. С какой стати мне их жалеть, если они, устраивая всю эту вакханалию, не жалели ни себя, ни своих родных и близких? Но. Не испытывая к ним ни малейшей жалости я ещё пару месяцев тому назад вполне был бы удовлетворён, если бы их в суде признали лишь мелкими хулиганами и присудили к выплате штрафа. Но вот сегодня кажется нет такого наказания, которое удовлетворило бы меня в случае с PussiRiot. И дело тут не столько в мудаковатом но интересном Стинге или весёлых Franz Ferdinand, музыка которых вообще-то мне нравится (я этот текст пишу, кстати, слушая их дебютный альбом 2004 года). Дело не в том, что многих западных музыкантов, которые в самом деле вызывают уважение, втянули в это тухлое в общем-то дело, к защите свободы слова не имеющее никакого отношения. Вопрос в другом. В реакции толпы «защитников». Когда толпа – не важно по какому поводу – требует, причём требует яростно и пафосно, чтобы все вокруг исповедовали исключительно её, толпы, точку зрения, а те, кто имеют свою, тем более резко отличную точку зрения, объявляются негодяями и подонками, то я называю это мракобесием. И замечу, что антиклерикальное мракобесие ничуть не лучше, чем мракобесие клерикалов. Но такова, видимо, логика событий, что наше общество медленно, но верно входит в эпоху глобального мракобесия, когда толпы ненавидящих друг друга некогда членов одного народа, яростно уничтожают виртуально (пока ещё виртуально) друг друга в блогах и социальных сетях, призывая громы и молнии в адрес оппонентов. Ну что же, когда такие понятия, как «свобода слова» и «уважение к чужому мнению» становится не более, чем затасканными штампами, тогда наступает другое время. Время Людей Длинной Воли. Время страшное, но по своему необходимое. Ибо когда народ превращается в толпу, он должен быть поставлен на то место, где ему отныне надлежит находиться. И тут уж без вариантов.